ЭкоНива-АПК Холдинг

+7 (473) 267-97-77

ЭкоНива и I.G. Pflanzenzucht – сотрудничество на равных

Публикации, Диана Тутберидзе,

Газета Agrarzeitung, 05.02.2021

Интервью Штефана Дюрра, президента группы компаний «ЭкоНива», и Франца Бойтля, управляющего I.G. Pflanzenzucht (IGP)

ЭкоНива является крупнейшим производителем сырого молока в России. Сфера торговли с/х техникой также играет очень важную роль в компании. Что Вас побудило заняться теперь семеноводством и селекцией?

Дюрр: На самом деле, корни нашей компании уходят в семеноводство. Размножение семян в собственных целях в своем хозяйстве для нас даже послужило причиной того, почему мы стали заниматься сферой сельского хозяйства, относящейся к производству первичной продукции. В 1996 году мы начали импортировать семена технических культур из Германии и размножать их. В 2002 году нашими первыми культурами для размножения семян стали пивоваренный ячмень, яровая пшеница и картофель. Получается, что размножение семян всегда шло бок о бок и стало важной опорой нашего бизнеса, только вот активную селекционную работу мы начали около четырех лет назад.

Как и когда возникла идея сотрудничества с I.G. Pflanzenzucht, и почему эта компания является Вашим премиум-партнером в сфере семеноводства?

Дюрр: Селекция – это долгая история, и инвестиции в оборудование на начальном этапе очень высокие. В какой-то момент мы оказались перед выбором: либо прекратить, либо делать это правильно. Поэтому в этой ситуации было крайне важно, чтобы IGP стала сильным партнером на нашей стороне. У селекционеров IGP как раз есть многолетний опыт, обширные знания и богатый ассортимент различных видов культур и сортов. Так мы начали совместную селекцию и разработку сортов для российского рынка еще целых десять лет назад.

Бойтль: Для нас это тоже было важным решением. Совместно с ЭкоНивой мы создали нечто уникальное - успешное сотрудничество центральноевропейских селекционеров с российской компанией, занимающейся сбытом, начало совместной селекционной работы также остается уникальным по сей день.

Основой всего этого является наше соглашение о сотрудничестве - мы связаны на эксклюзивных условиях с ЭкоНивой видами культур, которые предлагаем, и наоборот.

Что конкретно представляет из себя сотрудничество между ЭкоНивой и I.G. Pflanzenzucht?

Бойтль: У нас три формата сотрудничества. Самый «простой», с которого мы и начинали, – это проверка или отбор молодого материала, полученного от наших пайщиков, чтобы убедиться, соответствует он или нет климатическим условиям России. В первую очередь, мы проверяли яровые культуры, такие как яровая пшеница, овес, ячмень и даже соя.

Второй формат – совместная селекционная программа с группой компаний Saatzucht Bauer, являющейся акционером IGP, с головным офисом в Обертраублинге под Регенсбургом в Германии. У нас есть беспрецедентное селекционное сотрудничество с ЭкоНивой, такого рода германо-российского сотрудничества пока больше не существует. Наше сотрудничество сконцентрировано на озимой пшенице с той целью, чтобы совместить германскую урожайность с российской выносливостью. На практике селекционный процесс осуществляется на двух площадках. При скрещивании в Германии команда селекционеров ЭкоНивы оказывает консультационную поддержку, а в России уже происходит селекция. Полученные в результате сорта – это уже совместный проект, нацеленный на общую защиту сортов.

Помимо этого, существует еще другое сотрудничество по кукурузе, которое выходит за рамки селекции. Здесь мы не просто хотим найти подходящие сорта для российского рынка, но и совместно обеспечить на профессиональном уровне семеноводство и гибридизацию и производить семена самого высокого качества. Речь идет об объединении возможностей ЭкоНивы и наших передовых знаний. Проект находится пока на начальной стадии, но мы идем по верному пути, который начался довольно-таки успешно.

Какую стратегию Вы преследуете в реализации сортов?

Дюрр: У нас нет дистрибьюторов, во всех регионах сбыта у нас есть свои филиалы, а зачастую даже свои сельскохозяйственные предприятия. Семеноводческие филиалы взаимодействуют с этими предприятиями, так что клиенты могут сами видеть, что мы выращиваем в наших хозяйствах. Мы проводим в них сортовые испытания и демонстрационные посевы. Там, где у нас нет своих хозяйств, мы используем сторонние предприятия, и в тех регионах у нас имеются свои торговые точки – чисто филиалы по продажам без собственного сельского хозяйства.

Какие перспективы видит I.G. Pflanzenzucht в совместной работе с ЭкоНивой?

Бойтль: Как иностранная компания мы видим в сотрудничестве с ЭкоНивой самые лучшие перспективы, которые могут у нас быть, чтобы завоевать российской рынок с помощью западноевропейской генетики. ЭкоНива является одним из самых инновационных аграрных предприятий в России, с очень обширной сетью и очень хорошим имиджем. Со стороны попасть на рынок очень непросто.

Группа компаний «ЭкоНива», которая сама управляет хозяйствами площадью более полумиллиона гектар земли, уже имеет для нас большой потенциал. В ней мы видим открытость к новым разработкам и хорошую культуру для совместных дискуссий. Сотрудничество способствует тому, чтобы мы абсолютно целенаправленно инвестировали в это направление, расширяли кооперацию и использовали результаты этой синергии.

С помощью какой генетики должен быть завоеван российской рынок и, прежде всего, какие регионы (части) России?

Дюрр: Факт, что погодные условия в России в последние годы заметно меняются. В южной части ЦЧР стало намного засушливее, в то время как в Поволжье (ранее засушливом регионе) теперь значительно больше осадков. Раньше мы никогда не выращивали кукурузу в Новосибирской области, а теперь у нас там лучшая кукуруза. Карты перетасовываются, и нужно учитывать изменение климата. Для этого нам нужны очень гибкие сорта. И у нас с IGP благодаря их очень разнообразному ассортименту видов культур и сортов есть такая возможность.

Бойтль: Селекция озимой пшеницы происходит, например, в самом «шоколадном регионе» России – Центрально-Черноземном регионе. По другим культурам областей возделывания, конечно, намного больше. Например, соевые бобы можно выращивать вплоть до Владивостока. Здесь речь идет об адаптации спелости к климатическим условиям - точно так же, как и у кукурузы.

Уязвимое место – это российское госиспытание, которое из-за большого количества контрольных площадок оказывается очень дорогостоящим. Поэтому мы, так сказать, в качестве эксперимента, успешно провели регистрацию первого сорта кукурузы и в то же время использовали возможность для совместного развития семеноводства. Еще семь сортов кукурузы в настоящее время находятся на регистрации.

Какие виды культур преимущественно выращиваются в России, и какой рыночный потенциал заложен в рынок семян?

Дюрр: Что касается нашего сотрудничества, то в любом случае это озимая пшеница, в том числе, потому что в России это традиционно самая важная культура. Сорта нашей совместной селекции характеризуются устойчивостью к российским зимам наряду с западноевропейской урожайностью и резистентностью к болезням.

Бойтль: Наш первый сорт озимой пшеницы «STRG 8060‘15» был включен в российский Госреестр в 2020 году. Мы его еще ни разу совместно не разводили, а только совместно вывели. Наша кооперация по озимой пшенице уникальна в своей области. Здесь мы замечаем, что крупные конкуренты частично уходят с российского рынка, потому что им не удается вывести подходящие сорта и пройти госиспытание в России. Это еще раз показывает силу нашего сотрудничества.

Дюрр: В настоящее время также очень популярен овес, особенно в связи с тем, что все больше внимания уделяется здоровому питанию. Даже рынок гороха, который почти полностью исчез на Западе, все еще хорошо развивается. И одна из культур, которая будет приобретать все большее значение в будущем, – это соя, она переживает у нас настоящий бум. Генетическая инженерия также запрещена в России. Сотрудничество с селекционерами, такими как селекционеры в I.G. Pflanzenzucht, которые разводят сою без ГМО, очень перспективно для российского рынка.

Бойтль: Всего у IGP 13 пайщиков с разнообразными селекционными программами. Поэтому мы можем предложить почти все виды зерновых культур для российского рынка. Нашей сильной стороной являются как раз яровые культуры. У селекционеров I.G. есть собственные программы по овсу, пшенице, ячменю, гороху, люпину и сое. В сегменте наиболее скороспелых сортов сои IGP является в настоящее время лидером на германском рынке. Мы видим большой потенциал в этом сегменте и в России. ЭкоНива и IGP уже предприняли первые шаги и уже начали процедуру регистрации первого сорта сои «ГЛ Мелани» в российском Госреестре. Это разнообразие делает нас особенными, в первую очередь, на этом большом рынке, который сейчас простирается для нас с ЭкоНивой до самого Казахстана. Известный по всей Европе сорт овса «Макс» от I.G. идет на продажу также, например, в Казахстан.

В целом, все наши культуры в России занимают бОльшую площадь возделывания, чем в Германии - российский рынок охватывает только по производству зерновых более 42 миллионов гектаров. Площадь кукурузы составляет около трех миллионов гектаров. Таким образом, гибридная кукуруза также обладает большим потенциалом для увеличения севооборота семян на российском рынке.

Пайщики I.G. селекционируют свои сорта преимущественно в соответствии с условиями Центральной и Северной Европы. Как должны быть скорректированы селекционные программы, чтобы генетика I.G. подходила и для России? Существуют ли разные стратегии для различных видов культур?

Бойтль: Мы отбираем более адаптированные сорта, особенно яровые зерновые культуры и зернобобовые, на месте в России – с большим успехом. Мы можем хорошо оценить это по госрегистрации сортов и по получающейся в результате выручке с продаж, которая генерируется в основном от продажи семян перечисленных культур. В Центральной Европе мы не можем проводить селекцию пшеницы для российских условий. Это нужно делать на месте в России, чтобы проверить морозостойкость, резистентность к болезням и урожайность в климатических условиях России. При разведении кукурузы решающее значение имеет группа спелости, чтобы соответствовать российским требованиям на производственных площадках. Важный аспект для селекции, а также производства семян кукурузы заключается в том, работает ли гибридизация или нет. Семеноводство в Центральной Европе отличается от производства в России различными температура и условиями дневного света. Синхронизация периода цветения материнской и отцовской линий – это сложная задача.

Мы должны адаптироваться не только в селекции, но и в семеноводстве. Большой потенциал здесь заключается в том, что в будущем при производстве семян кукурузы в России мы сможем достичь высоких урожаев и высокого качества семян.

Какие цели должны быть достигнуты благодаря сотрудничеству?

Бойтль: Долгосрочными целями являются наличие собственного высокопроизводительного ассортимента сортов, зарегистрированных в Госреестре в России, дальнейшее обеспечение на профессиональном уровне семеноводства и повышение качества семян. Мы хотим вывести на рынок больше собственных сортов и совместно расширять сбыт. Мы добьемся этого благодаря нашему сотрудничеству на равных.

Дюрр: Благодаря опыту компаний IGP и ЭкоНива в торговле семенами, нашей сети сбыта по всей стране и совместным высокопроизводительным сортам мы можем стать ведущим производителем и селекционером семян на российском рынке.